Подавляющее большинство современных автомобилей имеют кондиционер. И если автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения, то кондиционер - это необходимость, которая особенно актуальна летом, когда столбик термометра переваливает за отметку +30.

 

Принцип работы

Принцип работы кондиционера очень похож на принцип работы холодильника, однако, несмотря на то, что холодильник есть у каждого, мало кто знает, как он устроен. Кондиционер - это герметичная, заполненная фреоном и маслом система, главная задача которой состоит в понижении температуры воздуха внутри салона автомобиля. С одной стороны - это очевидный факт, с другой - многие думают, что первоочередная функция кондиционера это всасывание воздуха из окружающей среды и выдув того же самого воздуха, только очищенного, в салон. А вот это как раз не то чтобы неверно, но отчасти является заблуждением.

Дело в том, что холод, который вы ощущаете, приложив ладонь к решетке кондиционера, это не обязательно воздух с улицы. Поток воздуха образуется от движения вентилятора, и проходит сквозь испаритель, представляющий собой небольшой радиатор. Температура испарителя понижается за счет охлажденного до ледяного состояния фреона, благодаря чему в салон машины идет холод. Фреон нужен для охлаждения, а масло, находящееся в жидком фреоне - для смазывания различных деталей системы. Из жидкости фреон превращается в газ, стремительно понижая свою температуру. В принципе, воздух с улицы может играть довольно второстепенную роль, хотя и он, конечно же, проходит через систему. Скажем больше – само устройство, собранное по данной схеме может охлаждать любой воздух, ей неважно, откуда он взялся – из салона или с улицы.

Кроме того кондиционер подогревает воздух, если он холоднее нежели в салоне. Однако в рамках данной статьи подробно описывать этот процесс мы не будем. Да и, кроме того, он очень прост, и напоминает собой работу домашнего обогревателя с вентилятором.

 

Теперь – подробнее

Лето, вы сели в машину и вам жарко. Вы включаете кондиционер, и компрессор тут же начинает сжимать фреон, чтобы нагреть его и привести в движение. Фреон поступает в радиатор кондиционера (он же конденсор, не путать с радиатором, описанным ранее), где он охлаждается с помощью вентилятора, причем, если автомобиль находится в движении, поток воздуха будет усиливать эффект.

В процессе охлаждения фреон конденсируется (отсюда и название - конденсор), трансформируясь из газообразного состояния в жидкое, а затем фильтруется в ресивере-осушителе. Процесс фильтрации необходим, так как при работе образуются различные побочные продукты, в том числе и продукты износа. Стоит отметить, что многие системы имеют специальный глазок в ресивере осушителе, который нужен для определения уровня фреона. Если фреона недостаточно, а рано или поздно это произойдет, вы увидите не прозрачную жидкость, а пену. Значит, самое время заправить систему.

 

Схема кондиционера

 

Итак, следом за очищением наступает завершающая стадия, частично описанная в начале статьи – фреон, пока еще представляющий собой жидкость, проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ), который напоминает собой подобие аэрозоля, и попадает в испаритель. ТРВ необходим для регулировки температуры пара за счет контроля за напором фреона. Моментально закипая в испарителе, фреон трансформируется из жидкости в газ, а его температура падает, соответственно охлаждая испаритель. Лопасти вентилятора, в свою очередь, выдувают этот холод в салон. Далее фреон, уже не ледяной, но - холодный, возвращается в компрессор и вновь проходит тот же круг.

 

Несколько слов о давлении

Есть масса неполадок, которые могут возникнуть при работе системы в целом. Однако, порой достаточно знать несколько простых правил о давлении в напорной и обратной магистралях. Как вы, наверное, уже догадались, напорная магистраль - это горячие трубки, которые тянутся от компрессора до ТРВ, а обратная (или магистраль низкого давления) – это толстые холодные трубки, по ним фреон идет обратно в компрессор. 

  1. Уровень давления в горячей напорной магистрали должен пребывать в диапазоне от 7 до 15 атмосфер
  2. В холодной магистрали низкого давления - до 3,5 атмосфер и не более.
  3. Давление должно быть равным в обоих магистралях на уровне 5 атмосфер, если кондиционер выключен.

Наверняка, летом, стоя в пробке или у железнодорожного переезда, вы не раз замечали, как кондиционер начинал шуметь вдвое сильнее. Так происходит, оттого что давление в напорной магистрали стремительно растет, ведь из-за жары для стабильного охлаждения необходим встречный поток воздуха. В описанной нами наиболее распространенной схеме вентилятор имеет всего две скорости, в стандартном режиме работая на первой. Датчик включения полной мощности расположен на ресивере-осушителе. Он то и включает вторую скорость, срабатывая на рост давления в напорной магистрали. Если же этого недостаточно, и давление не только не спадает, но и продолжает повышаться, достигая пиковых значений (30 и более атмосфер) еще один датчик выключает компрессор. При слишком низкой температуре, компрессор также выключается, страхуя всю систему от выхода из строя.